В связи с эвакуацией завода на Урал в 1941 году производство было свернуто.
Я не встречал фотографий револьверов выпуска 1942 года, но скорее всего они имели тоже самое клеймо. После приезда на Урал, завод разделился, собственно на сам Тульский оружейный завод ? 1 и новый, уже ижевский, завод ? 622.
Причем надо отметить тот факт, что большинство рабочих ТОЗа имело бронь и на фронт их просто не отпускали. Поэтому сам тульский завод сохранял квалифицированные кадры всю войну, а вот на заводе ?622 к части перешедших туляков добавили неквалифицированных местных рабочих, мальчишек, в результате чего долгое время, почти до 1944 года завод ? 622 выпускал большое число бракованных револьверов, которые приходилось отправлять обратно на доработку, но не всегда, т.к. часть оружия даже в те времена поступала на склады, и проверить его надежность не представлялось возможным.
Наганы завода ? 622 имели следующее клеймо:

Одновременно, для удешевления производства стали изготовлять и устанавливать пластмассовый щечки рукоятки, взамен деревянных.

Тульский же завод в 1943 году вернулся в Тулу и продолжил выпуск револьверов.
Только клеймо стало чуть другим: вместо стрелки, в звезде был нарисован молоток.

В 1944-м форму молотка чуть изменили.

А в 1945-м вместо молотка появилась буква ‘Т’

Заводы в Туле и в Ижевске официально выпускали револьверы до 1945 года включительно, хотя есть сведения, что встречаются револьверы с клеймами 1947 и даже 1950 года. Скорее всего это собранные из остаточного задела деталей.

В 1960-х годах револьвер прошел еще одну модернизацию, в ходе которой практически на всех револьверах до 1930 года выпуска заменили старую полукруглую мушку на новую усеченную, также заменили щечки рукоятки с полусгнивших деревянных на пластмассовые. Все хранившиеся несамовзводные револьверы выпуска до 1920 года превратили в самовзводные.

Собственно, пока все — набросал для того, чтобы желающие могли выбрать при покупке револьвер тех времен, каких желают. Только хочу предупредить — вполне вероятно, что револьверы поступают на Ижмаш со складов, далее их полностью разбирают, раскидывая детали по типам, а потом из этих деталей собирают.

источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий